Копилка советов и рекомендаций при работе с родителями - Повитьевская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Копилка советов и рекомендаций при работе с родителями

Формы психолого-педагогического  просвещения родителей

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными.

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году.

¨     На классном родительском собрании обсуждаются:

¨            задачи учебно-воспитательного процесса в классе;

¨            планируется и обсуждается построение воспитательного процесса;

¨            определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы;

¨            подводятся итоги работы за год.

Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Традиционные родительские собрания

Ведущий традиционного собранияисточник информации.

Участники  традиционного собрания – пассивные слушатели.

Формы проведения

  • Лекции.
  • Беседы.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Встречи со специалистами различных профилей, с администрацией школы, представителями социума.

Составляющие элементы традиционных собраний:

  • объявление темы и цели проведения собрания;
  • выступление (серия выступлений);
  • ответы на вопросы участников;
  • обмен опытом,  мнениями;
  • предоставление участникам резюмирующей информации – извлечений
  • из содержания выступлений, памяток - советов, рекомендаций, правил,          алгоритмов действий, «запретов», цифрового и фактического материала в          виде таблиц, схем, диаграмм;
  • принятие решений и рекомендаций.

Нетрадиционные родительские собрания

Ведущий нетрадиционного собрания – координатор действий, родители – равноправные участники диалога, соавторы творческого поиска.

Формы проведения

  • Семинары-практикумы
  • Тренинги.
  • Деловые игры.
  • Диспуты.
  • Дискуссии.
  • Презентация родительского опыта.
  • Творческие конкурсы.
  • Семейные клубы и гостиные.
  • Педагогические студии.
  • Дни семьи в школе.
  • Читательские конференции.
  • Различные праздники.

Составляющие элементы нетрадиционных собраний:

  • отсутствие жесткой регламентации;
  • большое разнообразие «сценариев»;
  • объявление темы и совместное с родителями формулирование цели

             родительского собрания;

  • совместный поиск вариантов ее решения;
  • предъявление результатов участникам и их обсуждение;
  • выбор оптимального варианта;
  • формирование практических рекомендаций;
  • оценка результатов деятельности и их  значимость в семейном

      воспитании.

Правила общения с родителями

Советы классному руководителю

¨             К родителям каждого ребенка надо проявлять искреннее уважение.

¨             Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.

¨             Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

¨             Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

 

Правила проведения родительского собрания

Рекомендации классному руководителю

 

  • Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще.
  • Всегда искренне радуйтесь появлению родителей в классе.
  • Обязательно называйте родителей по имени и отчеству.
  • На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке.
  • Хвалите персонально и обязательно всех учеников. Находите теплые слова для каждого ребенка.
  • Анализируйте, чего достигли школьники с момента вашей встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку.
  • Выявляйте проблемы и пути их решения для себя и родителей.
  • Предлагайте родителям посильную и конкретную модель приложения их родительских ресурсов.
  • Пошаговые, целенаправленные действия всегда дают положительные результаты, повышают заинтересованность родителей.
  • Старайтесь не критиковать действия коллег.
  • Соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
  • При необходимости просите у родителей помощи для решения возникших проблем, смело обсуждайте их.
  • Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте недостоверную информацию.
  • Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражений типа «плохо ведет», «не хочет учиться»
  • Выражайтесь ясно: «Отказался отвечать на уроке…», «Не сделал домашнее задание по…». Тогда родители смогут проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
  • Предлагая возможные способы решения проблем, не провоцируйте взрослых на насилие детей. Результатом такого действия со стороны родителей может стать ложь: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
  • Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли мои ожидания? C каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?

 

 

 

 

«Круглый стол»

Форма проведения нетрадиционного родительского собрания

Алгоритм подготовки и проведения

  • Сформировать вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов 

         по теме обсуждения.

  • Провести интервьюирование, анкетирование участников собрания.
  • Сообщить правила выступления участников.
  • Представить участников, занимающих различные позиции.
  • Разыграть порядковые номера выступлений.
  • Предоставить слово участникам группы, защищающей первую

         (изложение и исчерпывающее обоснование).

  • Предоставить участникам со стороны оппозиции задать вопросы

         выступившим.

  •  Предоставить слово для выступления участникам группы,  защищающей                  вторую позицию.
  •  Предоставить возможность задать уточняющие вопросы «противникам».
  • Предоставить каждой группе возможность доказать верность своей точки

          зрения и ошибочность противоположной точки зрения, на всех этапах                       регламентировать время выступления.

  • Членам жюри принять решение и обосновывать его.
  • Подвести итоги.

Деловая игра

(форма проведения нетрадиционного родительского собрания)

Алгоритм проведения деловой игры

  • Разъяснить смысл деловой игры, её цель, правила и регламент.
  • Сформировать группы участников.
  • Распределить игровые роли между участниками собрания - «родитель»,

          «ученик», «учитель», «директор», «пессимист», «оптимист», «секретарь»,

          «аналитик» и так далее.

  • Поставить задачи перед каждой группой и разъяснить формы

          представления результатов.

  • Провести «мозговой штурм» - поиск варианта решения проблем.
  • Предъявить всем участникам деловой игры результаты решения проблем

          и их коллективный анализ в режиме «открытого микрофона».

  • Предоставить слово для выступления экспертам деловой игры.
  • Выработать памятки, предписания, рекомендации, советы родителям,

          алгоритмы действий по решению тех или иных проблем.

  • Провести  рефлексию участников деловой игры.