Формы психолого-педагогического просвещения родителей
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году.
¨ На классном родительском собрании обсуждаются:
¨ задачи учебно-воспитательного процесса в классе;
¨ планируется и обсуждается построение воспитательного процесса;
¨ определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы;
¨ подводятся итоги работы за год.
Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Традиционные родительские собрания
Ведущий традиционного собрания – источник информации.
Участники традиционного собрания – пассивные слушатели.
Формы проведения
- Лекции.
- Беседы.
- Вечера вопросов и ответов.
- Встречи со специалистами различных профилей, с администрацией школы, представителями социума.
Составляющие элементы традиционных собраний:
- объявление темы и цели проведения собрания;
- выступление (серия выступлений);
- ответы на вопросы участников;
- обмен опытом, мнениями;
- предоставление участникам резюмирующей информации – извлечений
- из содержания выступлений, памяток - советов, рекомендаций, правил, алгоритмов действий, «запретов», цифрового и фактического материала в виде таблиц, схем, диаграмм;
- принятие решений и рекомендаций.
Нетрадиционные родительские собрания
Ведущий нетрадиционного собрания – координатор действий, родители – равноправные участники диалога, соавторы творческого поиска.
Формы проведения
- Семинары-практикумы
- Тренинги.
- Деловые игры.
- Диспуты.
- Дискуссии.
- Презентация родительского опыта.
- Творческие конкурсы.
- Семейные клубы и гостиные.
- Педагогические студии.
- Дни семьи в школе.
- Читательские конференции.
- Различные праздники.
Составляющие элементы нетрадиционных собраний:
- отсутствие жесткой регламентации;
- большое разнообразие «сценариев»;
- объявление темы и совместное с родителями формулирование цели
родительского собрания;
- совместный поиск вариантов ее решения;
- предъявление результатов участникам и их обсуждение;
- выбор оптимального варианта;
- формирование практических рекомендаций;
- оценка результатов деятельности и их значимость в семейном
воспитании.
Правила общения с родителями
Советы классному руководителю
¨ К родителям каждого ребенка надо проявлять искреннее уважение.
¨ Общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
¨ Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
¨ Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Правила проведения родительского собрания
Рекомендации классному руководителю
- Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще.
- Всегда искренне радуйтесь появлению родителей в классе.
- Обязательно называйте родителей по имени и отчеству.
- На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке.
- Хвалите персонально и обязательно всех учеников. Находите теплые слова для каждого ребенка.
- Анализируйте, чего достигли школьники с момента вашей встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку.
- Выявляйте проблемы и пути их решения для себя и родителей.
- Предлагайте родителям посильную и конкретную модель приложения их родительских ресурсов.
- Пошаговые, целенаправленные действия всегда дают положительные результаты, повышают заинтересованность родителей.
- Старайтесь не критиковать действия коллег.
- Соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
- При необходимости просите у родителей помощи для решения возникших проблем, смело обсуждайте их.
- Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте недостоверную информацию.
- Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражений типа «плохо ведет», «не хочет учиться»
- Выражайтесь ясно: «Отказался отвечать на уроке…», «Не сделал домашнее задание по…». Тогда родители смогут проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
- Предлагая возможные способы решения проблем, не провоцируйте взрослых на насилие детей. Результатом такого действия со стороны родителей может стать ложь: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
- Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли мои ожидания? C каким чувством родители уходят домой? Как посмотрят ученики на меня завтра?
«Круглый стол»
Форма проведения нетрадиционного родительского собрания
Алгоритм подготовки и проведения
- Сформировать вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов
по теме обсуждения.
- Провести интервьюирование, анкетирование участников собрания.
- Сообщить правила выступления участников.
- Представить участников, занимающих различные позиции.
- Разыграть порядковые номера выступлений.
- Предоставить слово участникам группы, защищающей первую
(изложение и исчерпывающее обоснование).
- Предоставить участникам со стороны оппозиции задать вопросы
выступившим.
- Предоставить слово для выступления участникам группы, защищающей вторую позицию.
- Предоставить возможность задать уточняющие вопросы «противникам».
- Предоставить каждой группе возможность доказать верность своей точки
зрения и ошибочность противоположной точки зрения, на всех этапах регламентировать время выступления.
- Членам жюри принять решение и обосновывать его.
- Подвести итоги.
Деловая игра
(форма проведения нетрадиционного родительского собрания)
Алгоритм проведения деловой игры
- Разъяснить смысл деловой игры, её цель, правила и регламент.
- Сформировать группы участников.
- Распределить игровые роли между участниками собрания - «родитель»,
«ученик», «учитель», «директор», «пессимист», «оптимист», «секретарь»,
«аналитик» и так далее.
- Поставить задачи перед каждой группой и разъяснить формы
представления результатов.
- Провести «мозговой штурм» - поиск варианта решения проблем.
- Предъявить всем участникам деловой игры результаты решения проблем
и их коллективный анализ в режиме «открытого микрофона».
- Предоставить слово для выступления экспертам деловой игры.
- Выработать памятки, предписания, рекомендации, советы родителям,
алгоритмы действий по решению тех или иных проблем.
- Провести рефлексию участников деловой игры.