Беседа для 8-9-х классов «Как правильно выбрать профессию?» - Повитьевский дс-СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Беседа для 8-9-х классов «Как правильно выбрать профессию?»

 Работа, о которой люди мечтают – это, как

правило,

не та работа, на которую они способны.

А. А. Ким


Цель занятия
: познакомить учащихся с правилами выбора профессии.

 

Задачи занятия:

1)             обозначить важность выбора профессии;

2)             раскрыть значение интересов и склонностей в выборе профессии;

3)             раскрыть значение способностей в выборе профессии;

4)             дать определения понятиям «профессионально важные качества», «профессиональная пригодность»;

5)             раскрыть значимость востребованности профессий на рынке труда.

 

Время проведения: 15 - 20 минут.

 

Ход занятия:

Профессия – это важная для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа позволяет раскрыться наиболее ярким сторонам нашей личности. Если вы правильно выберите профессию, то:

ü  вы будете ходить на работу с удовольствием;

ü  выполняя работу, вы будете чувствовать себя бодрым;

ü  вы будете ощущать полезность своего труда и себя как личность;

ü  будет выше результат вашего труда и вас будут уважать коллеги;

ü  вы всегда будете смотреть в будущее с оптимизмом.

И, наоборот, при несерьезном подходе к выбору учебного заведения и профиля обучения, в самостоятельной трудовой деятельности человека может постичь глубокое разочарование.

Даже если разочарования не было, все равно заниматься «не своим делом» очень тяжело:

üутрачивается интерес;

üчеловек переутомляется, перенапрягается, считает каждую минуту до конца дня;

üпритупляются способности, происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

üнелюбимая работа – один из факторов, увеличивающих число профессиональных заболеваний и травматизма.

Найти любимую работу, профессию – значит найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими личным качествами.

Что значит правильно выбрать профессию? Прежде всего, это значит иметь обоснованныйпрофплан, в котором учтены интересы, склонности, способности, состояние здоровья и потребности общества в кадрах. Кратко эти аспекты можно обозначить формулой выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Сейчас мы кратко рассмотрим все эти три аспекта.

 

Под словом «хочу» понимаются интересы и склонности человека, которые имеют профессиональную направленность.

Интерес – это стремление человека к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом, явлением, изучать его, читать о нем. Коротко: интерес – это «хочу знать». Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширяя кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы различают:

      по содержанию (музыкальные, технические, литературные и т.п.)

      по широте (широкие, разносторонние и узкие, направленные только на один предмет);

      по глубине (глубокие и поверхностные);

      по длительности (устойчивые и неустойчивые)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Эти два признака обязательны.

Глубокие и устойчивые интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Коротко: склонности – «хочу делать».

Можно, например, с удовольствием смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Это говорит о том, что интересы не перешли в склонности. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности проявляются только в деятельности. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если проанализировать вашу учебную, внеклассную, внешкольную деятельность, то можно выделить склонности в соответствии с пятью типами профессий:

1)      склонность к работе с людьми;

2)      склонность к работе с техникой;

3)      склонность к работе с условными знаками;

4)      склонность к работе с художественными образами;

5)      склонность к работе с природой.

Почему при выборе профессии так важно учитывать свои интересы и склонности? Если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Рассмотрим теперь следующую составляющую формулы выбора профессии – «могу». Под словом «могу» понимаются способности, лежащие в основе успешности овладения профессией. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.  Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и т.д. Иначе говоря, люди обладают многими способностями.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это умственные способности, волевые качества. Они обеспечивают легкость в овладении знаниями в различных сферах деятельности. У учащихся общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.

Специальные способности же проявляются в определенном виде деятельности: например, воображение – важный признак литературных способностей, абсолютный слух – основа музыкальных способностей. К специальным способностям относятся организаторские, коммуникативные способности, математические и т.п.

Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются, наполняясь профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в работе водителя, токаря, слесаря, хирурга и других важна координация движений обеих рук, хотя содержание их деятельности разное. Качества человека, которые включаются в работу и обеспечивают ее эффективность, качество труда и надежность, относятся к профессионально-важным качествам (ПВК).

Профессионально-важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, для токаря необходимы хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, острота зрения, хорошая координация движений рук.

Другими словами, ПВК (склонности, способности и личностные качества) – основа профессиональной пригодности – соответствия человека профессии. Не каждый может стать космонавтом, летчиком и т.д. Не подходит состояние здоровья, организация труда. Часто непригодность выявляется при определении личных качеств (характерологических особенностей).

Третья составляющая формулы выбора профессии - «надо» - включает в себя знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность найти работу по выбранной профессии.

Например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность в кадрах составит 2225 человек при выпуске 5238, в том числе:

- гуманитарные науки – выпускников в два раза больше, чем спрос на рынке труда (требуется 400 специалистов, выпускников 800);

- экономика и управление – требуется 450 специалистов, готовят 2440 специалистов, что в пять раз превышает спрос на рынке труда;

В системе среднего профессионального образования при потребности в 2012 году 5238 человек будет подготовлено около 4000 специалистов;

В системе начального профессионального образования при потребности более 11100 специалистов, объем подготовки составляет 4700 человек.

Потребность общества в кадрах – это реальность, с которой любому человеку приходится считаться.

Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии.  Хорошо, если человек нашел свое призвание еще  в юности, но так, к сожалению, бывает не всегда. Многие совершенно не имеют необходимой информации ни о своих способностях, ни о том, как их реально определить, поэтому им приходится долго искать себя. Не всегда в этом помогают и экзаменационные оценки. Они иногда случайны, слишком однозначны, оценивают только знания (какой ценой получены эти знания?), но не способности к работе.

Познать самого себя позволяют данные психологических тестов, которые дают самую разнообразную информацию о человеке. Для квалифицированной помощи в выборе профессии можно обратиться к психологу. Психологи проводят занятия по сопровождению выбора профессии, цель которых оказать молодому человеку помощь в профессиональном самоопределении, в принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом профессиональных склонностей, индивидуальных возможностей и потребности общества в кадрах.