Воспитание толерантного отношения к «особенным» детям - Повитьевский дс-СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспитание толерантного отношения к «особенным» детям

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не
оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери


Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
-  во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
-  в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
-  в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
-  в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
Следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, про-явление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
Сниженная способность учащихся с недостатками в физическом и психическом развитии к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
В условиях интеграции необходимо формировать у нормально развиваю-щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи¬ли его играть, общаться.
Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематическим руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.
Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.


Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следующие формы, методы и приемы

1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
(«посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью. Например, американский актер Крис Берк с синдромом Дауна за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпускает музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
7. Важное место отводится организации культурно-развлекательных и познавательных мероприятий для детей и их родителей (школьных праздников, утренников, выставок детского творчества, фотоэкспозиций, культпоходов, экскурсий и др.)
Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.
Таким образом, каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Включённость учащихся с особенностями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников повышает адаптационные возможности детей.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Совсем недавно главная проблема «особого ребенка» заключалась в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в Республике Беларусь созданы все условия для образования и воспитания учащихся с ОПФР. Создаются условия в учебных заведениях: оборудуются кабинеты дефектологов, устанавливаются пандусы, создаётся безбарьерная среда. Но всё равно это только условия, а вот социальную инклюзию нужно формировать и воспитывать. И эта работа начинается с выявления у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
• укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
• обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
• осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
• своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
• формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Формирование толерантности учащихся представляет собой сложный, и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, преемственно дополнять каждый последующий и начинаться на начальном этапе школьного детства, когда у ребенка наиболее интенсивно развиваются чувство доверия, способность к сопереживанию, восприимчивость и впечатлительность, формируется эмоционально-чувственное отношение к окружающей действительности, переход от мира кратковременных, поверхностных переживаний к миру глубоких чувств, возникает новый уровень самосознания.
Воспитание толерантности как личного качества в детях педагоги осуществляют через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитывают в детях открытость и уважение к другим людям, прививают способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Особая роль в воспитании толерантности учащихся отводится конечно же классным часам и внеклассным мероприятиям. В целях формирования положительного отношения к инклюзивному обучению, позитивного опыта общения с учащимися с ОПФР проводятся различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями, объединенные лозунгом «Мы разные и мы должны быть вместе». Вследствие тесного взаимодействия все участники образовательного процесса учатся естественно воспринимать различия между людьми, проявлять сочувствие, заботу. В рамках внеклассной работы учащиеся с ОПФР включены в активную совместную деятельность со сверстниками, позволяющую реализовать свои возможности, развиваться.

Это мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, творческих способностей, экологическое и гражданско-патриотическое воспитание. Дети посещают факультативы, принимают участие в различных мероприятиях: классные часы, тематические недели, праздники, экскурсии, VII районный дистанционный фестиваль инклюзивного творчества «Творческий калейдоскоп», творческий конкурс «Мир увлечений без ограничений», конкурс декоративно-прикладного творчества и т.п.
Учителя решают задачи по оптимизации взаимодействия в детском коллективе, ведут системную работу по организации учебной деятельности с целью максимального учета задач обучения и потребностей учащихся с ОПФР. При планировании уроков учитываются особенности учеников, разрабатываются задания с учетом их способностей и потребностей, используются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, в том числе и интерактивный, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. На уроках учителя стараются создать условия для активного участия детей с ОПФР в учебной деятельности: дифференцировали содержание учебного материала, активно использовали ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Как результат системной работы педагогов - это атмосфера сотрудничества на уроках, свободное обращение за помощью к одноклассникам учащихся с ОПФР, предложение помощи с их стороны.
В заключение хотелось бы отметить, что взаимодействие детей с разными моделями поведения, способствует формированию альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
А поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.