ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в формировании психологически здоровой личности ребенка.
Задачи:
- расширить знания родителей о типах семейных отношений, эмоциональной сфере личности;
- ознакомить родителей со способами оказания ребенку поддержки;
- включить родителей в активное участие во встрече, мотивировать на использование отработанных навыков в реальной жизни.
Целевая аудитория: родители учащихся II класса.
Форма проведения занятия: практико-ориентированное занятие.
Оборудование: мультимедийный проектор/интерактивная доска.
Необходимые материалы: бланк «Колесо эмоций», бланк «Качества и эмоции при различных типах семейных отношений», фразы для работы в парах, информационный материал «Родителям: о здоровье, интересе, пользе и важности».
Предварительная методическая подготовка: необходимо перед занятием подготовить бланки на каждого участника, продумать ход занятия таким образом, чтобы можно было его варьировать либо сократить в случае необходимости.
Содержание занятия:
- Приветствие.
Создание доброжелательной атмосферы, мотивирование.
- Рада видеть на нашей встрече заинтересованных родителей, готовых расширять свои знания об способах укрепления доброжелательных взаимоотношений с детьми. Мы будем сегодня с вами делиться опытом, обсуждать волнующие нас темы, развивать свои навыки.
Слайд 1
- Актуализация темы.
Введение в тему, целеполагание.
- Вашему вниманию представлены факты о семейном воспитании. Давайте с ними ознакомимся.
- Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.
- Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
- Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества у детей.
- У детей, лишенных внимания родителей, проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции.
Слайд 2
- Сегодня мы с вами поговорим о влиянии семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Слайд 3
Л.Б. Шнейдер, известный специалист в области практической и прикладной психологии, пишет: «Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия». Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей. И мы сегодня с вами будем обращаться к двум основным понятиям: семья и эмоции.
Слайд 4
- Мозговой штурм «Семья».
Актуализация представлений о семье.
- Если обратиться к определению, то семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
- А что для вас семья? Семья – это… (Родителям предлагается высказать свои ассоциации, продолжив фразу).
Слайд 5
- Мини-лекция «Эмоции».
Расширение представлений об эмоциях.
- Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога и т.д. Вы можете видеть весь спектр в ваших памятках (бланк «Колесо эмоций» Роберта Плутчика – Приложение 1). Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание.
Слайд 6
Эмоции – это внутреннее переживание человеком своего отношения к какому-то объекту или событию.
Слайд 7
К эмоциональным состояниям человека относят:
Настроение – устойчивое и не ярко выраженное эмоциональное состояние человека.
Аффект – бурное и кратковременное протекание эмоции.
Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека.
Чувство – отношение человека к какому-то объекту или событию, являющемуся для него личностно значимым, представляющим для него ценность.
Слайд 8
Стресс – психофизиологическое состояние крайнего психического (эмоционального) напряжения, имеющего негативные последствия для здоровья человека.
Слайд 9
Делить эмоции на положительные и отрицательные – не совсем правильно с точки зрения психологии. Все чаще мы говорим об эмоциях, которые помогают нам адаптироваться в социуме или которые мешают адаптации, делают нас уязвимыми; которые нас устраивают, являются желательными, приятными, их мы хотим продлить. Есть те, которые неприятны, от них мы желаем избавиться.
Слайд 10
- Упражнение «Ранжирование».
Расширение представлений о родительских функциях, фокусировка на значимости семьи.
- Как вы думаете, от чего в большей степени зависит эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста?
Родителям предлагается ранжировать по степени значимости различные факторы (групповое обсуждение):
- Психологический климат семьи.
- Самооценка ребенка.
- Успешность в учебной деятельности.
- Успешность социальных контактов (учитель, взрослые, дети)
- Взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 11,12
- Давайте посмотрим на функции родителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка (с ориентацией на пирамиду Маслоу).
- Как вы думаете, какая из перечисленных функций первична? (выстраивание пирамиды)
Удовлетворение естественных потребностей → обеспечение безопасности → принятие и любовь → создание оптимальных условий для развития, удовлетворения интересов и потребностей → обеспечение адаптации в социуме, самореализации.
Слайд 13
- Работа с материалом «Типы семейных отношений»
Информирование о типах семейных отношений, расширение представлений о характеристиках отношений.
- Семья – это всегда система, частью которой является ребенок. На основе общения, взаимодействия в семье строятся семейные отношения. Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное место в них всегда занимают дети.
- Некоторые исследователи (А.В. Петровский, Э. Маккоби и Д. Мартин) выделяют 4 типа взаимоотношений в семье: сотрудничество, опека, диктат, невмешательство. Предлагаю вашему вниманию краткие характеристики, а вы постарайтесь соотнести их с названиями.
- Сотрудничество в семье: семейные отношения построены на доверии, равноправии, уважении интересов как взрослых, тки и детей; идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.
- Авторитарная семья: очень четко выделяется авторитет, который часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы; авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка.
- Опекающая семья: в семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей; в ребенка стараются вложить все материальные и моральные ценности; ребенок несамостоятелен в семье.
- Безразличная семья: в семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей; пассивное отношение к детям; у ребенка практически безграничная свобода.
Слайд 14
- Практическое задание «Типы семейных отношений: качества и эмоции».
Расширение эмоционального репертуара через осознание характеристик типов семейных отношений.
- Почему сейчас важно говорить о типах семейных отношений? Так как еще можно что-то преодолеть, исправить, еще очень сильна привязанность ребенка к родителю.
Родителям предлагается в групповом обсуждении дополнить представленную таблицу (бланк 2 «Качества и эмоции при различных типах семейных отношений» – Приложение 2), пользуясь колесом Плутчика.
Слайд 15
Тип
|
Краткая характеристика
|
Формируемые качества
|
Преобладающие эмоции
|
Сотрудничество
|
Общие цели и задачи, внимание к чувствам другого, поощрение инициативы
|
Все положительные качества: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь, уверенность, самостоятельность.
|
Интерес, радость, восторг…
|
Разумная требовательность
|
Учитываются интересы ребенка, обсуждаются потребности
|
Совместная организованная деятельность
|
Диктат
|
Подавление инициативы и чувства собственного достоинства
|
Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.
|
Страх,
тревога, покорность…
|
Предъявление чрезмерных требований
|
Игнорирование интересов и потребностей ребенка
|
Подчинение деятельности авторитарному члену семьи
|
Опека
|
Слепое следование за ребенком
|
Неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.
|
Скука, удовлетворение, лень…
|
Ограждение от забот, усилий, отсутствие требований
|
Обеспечение удовлетворения всех потребностей ребенка
|
Совместная деятельность с учетом, в первую очередь, интересов ребенка
|
Безразличие
|
Внимание к собственным чувствам, независимое существование
|
Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании.
|
Обида,
тревога,
осторожность...
|
Отсутствие каких-либо требований
|
Безразличие к потребностям ребенка, внимание к своим интересам
|
Отдельно организованная деятельность членов семьи
|
- Упражнение в парах «Заинтересованные фразы».
Обучение навыкам использования поддерживающих фраз.
- Чтобы оказывать ребенку поддержку, заботиться о том, чтобы он мог справляться с нежелательными эмоциями, важно помнить, что вызывает у ребенка неприятные эмоции:
1) Противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его (очень ярко проявляется у маленьких детей).
2) Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах либо не способному им соответствовать в силу природных особенностей и способностей.
3) Противоречивость требований родителей и педагогов.
4) Частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны (в психологии существует такое понятие как заражение, т.е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому).
5) Использование приказов, обвинений, угроз, оскорблений вместо доверительной беседы и совместного анализа возникшей ситуации.
Слайд 16
- Давайте с вами посмотрим, каким образом мы можем оказывать своему ребенку поддержку. Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей.
- Вам необходимо найти фразы, которые поддержат ребенка, будут говорить о вашем внимании к чувствам (Приложение 3).
Слайд 17
Если вы слышите
|
Обязательно скажите
|
«Ненавижу учебу, класс...»
|
«Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
|
«Все кажется таким безнадежным...»
|
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
|
«Всем было бы лучше без меня!»
|
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
|
«Вы не понимаете меня!»
|
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
|
«Я совершил ужасный поступок...»
|
«Давай сядем и поговорим об этом»
|
«А если у меня не получится?»
|
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
|
- Рекомендации.
Расширить представления родителей о способах взаимодействия с детьми.
- Дом – это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления. По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать эмоции, которые хочется сохранить. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие уверенно идти по жизни. Как мы с вами видели, на психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье.
- Дома вы ознакомитесь с памяткой «Родителям: о здоровье, интересе, пользе и важности», где также найдете рекомендации книг, которые будут вам полезны (Приложение 4).
При наличии времени можно посмотреть фрагмент лекции Л. Петрановской «Как эмоциональное состояние пап и мам влияет на ребенка».
Слайд 18
- Домашнее задание.
Содействовать общению родителей с детьми.
- И чтобы вы почувствовали себя немножко детьми и окунулись в обучающий школьный мир, предлагаю вам домашнее задание: найдите время пообщаться с ребенком и предложите продолжить фразы:
- «В моей семье мне нравится…»,
- «В моей семье я бы сделал по-другому…»
Слайд 19
- Рефлексия «Облако слов».
Подведение итогов занятия.
- Завершить сегодняшнюю встречу предлагаю следующим образом: каждый из вас подходит к доске (флип-чату) и записывает 1-2 фразы, которые относятся к теме нашей встречи. Например, радость, поддержка. Таким образом мы с вами создадим облако слов.
- Хочу пожелать вам терпения, внимания, оптимизма и мудрости в воспитании детей!
Слайд 20
Благополучные и неблагополучные семьи
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.
Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т.е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.
Принципы семейного воспитания
В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:
- гуманность и милосердие к ребенку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;
- оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
- социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).
Что влияет на семейное воспитание
На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
Среди внешних ученые выделяют следующие наиболее значимые.
- Воздействие политических, социально-экономических и экологических условий
В конце 80-х – начале 90-х годов стало наблюдаться негативное влияние социально-исторических, экономических и экологических изменений на родителей, вызвавших рост социальной тревожности, неуверенности, безразличия, агрессивности, жестокости; появление криминализации сознания и поведения большого числа взрослых и детей; значительное улучшение материально-бытовых условий одной (небольшой) категории семей и резкое их ухудшение второй (значительной). Все это приводит к социальной и межсемейной напряженности; изменению ценностных ориентаций, стандартов, норм и правил поведения подрастающего поколения; исчезновению у отдельной категории родителей и детей таких положительных качеств, как сострадание, терпимость, открытость, скромность, самообслуживание, бескорыстие и др.
Ухудшение экологической ситуации после аварии на Чернобыльской АЭС также оказало определенное негативное влияние на физическое и психическое здоровье родителей и детей.
2. Углубление процессов возрастающей технизации и материального потребительства
В последние десятилетия эти процессы, наряду с положительными, негативно влияют на человеческую личность в плане ее порабощения и духовного обеднения. В сознании и поведении значительной части детей произошло обесценивание идеалов и ценностей культуры, нравственности, духовности, забвение родословной, семейных традиций и обычаев. В итоге в семьях, особенно молодых, наблюдается проявление бездуховности, бескультурья, бездумное потребительство, эгоизм, жестокость по отношению к детям и старикам. Усугублению и распространению этих и других негативных проявлений зачастую способствуют средства массовой коммуникации.
- Увеличение численности разводов и одновременно уменьшение численности браков
В результате разводов нарушается репродуктивная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться только одним из родителей. Отрицательное влияние разводов на нравственно-психологическое развитие детей – несомненно. Разрыв кровно-родственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, передачи культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации, таких качеств, как альтруизм, гуманизм и другие.
- Резкое снижение рождаемости детей и увеличение смертности населения
Снижение рождаемости отрицательно влияет не только на демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на воспитательную (нарушение преемственности поколений в семейном воспитании, сложности при воспитании в семье единственного ребенка, обеднение человеческих отношений и общения между семьями и т.п.).
- Возникновение новых путей и форм интеграции семьи, детского сада, школы, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных и общественных организаций, объединений, учреждений и служб в воспитании детей.
В 60-е – 80-е годы существовало множество путей и форм совместной деятельности школы, семьи и общественности: Советы общественности микрорайонов, советы содействия семье и школе на предприятиях и в учреждениях, детские комнаты при ЖЭСах, объединения ветеранов войны и труда, родительские комитеты школ и классов, шефские связи предприятий, колхозов, совхозов со школами и семьями и др.). В 80-х – начале 90-х годов одни из них перестали существовать, другие – остались, третьи – видоизменились. В современных условиях идет критическое переосмысление положительного опыта, который был приобретен в совместной деятельности педагогов, родителей, представителей широкой общественности по воспитанию детей. Одновременно возникли и возникают новые пути и формы интеграции усилий учреждений образования, семьи, государственных и негосударственных служб.
Внутренние (внутрисемейные факторы), которые оказывают положительное или отрицательное влияние на семейное воспитание, нередко зависят от внешних, взаимосвязаны и взаимодействуют с ними. В исследованиях ученых-педагогов выделяются самые разнообразные внутренние факторы, которые влияют на воспитание детей в семье: личный пример родителей, их общественное лицо; авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-моральный микроклимат; разумная организация досуга семьи.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
В.В. Чечет выделяет педагогически значимые внутренние факторы семейного воспитания, которые, во-первых, содействуют эффективному функционированию многих других факторов, тесно связаны с ними; во-вторых, отражают характер изменений в семье и в воспитании детей в новых социально-экономических условиях; в-третьих, влияют на процесс семейного воспитания более глубоко и всесторонне:
- жилищные и материально-бытовые условия семьи;
- структура семьи и ее количественный состав;
- наличие в семье обоих родителей – отца и матери;
- отношение родителей к детям;
- выполнение родителями функций материнства и отцовства;
- духовное единство семьи;
- моральное единство семьи;
- трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия;
- авторитет родителей;
- семейные традиции, обычаи и обряды;
- культура общения родителей с детьми;
- уровень педагогической культуры родителей.
Жилищные и материально-бытовые условия семьи. При отсутствии жилья семья может существовать, но семейная жизнь, несомненно, утрачивает свою цельность. Хотя семья представляет духовное и моральное объединение, она базируется на внешнем жилищном объединении (дом, квартира) и должна иметь соответствующие материально-бытовые условия. Они существенно влияют на планирование и развитие семьи, установки родителей относительно численности детей в семье, направления жизнедеятельности семейного коллектива. Значительная часть семей уменьшает деторождение, что приводит к негативному влиянию на процесс семейного воспитания. В семьях с одним ребенком нередко появляются сложности и проблемы в морально-эмоциональном воспитании единственного ребенка, развитии у него навыков общения, межличностных отношений, организации детской жизнедеятельности, осуществлении воспитательных функций отца и матери.
Структура семьи и ее количественный состав.
В последние 10-15 лет в Республике Беларусь заметно сократились размеры семьи. В абсолютном большинстве преобладает тип простой (нуклеарной) семьи, которая состоит из мужа, жены и одного-двух детей (около 70% от общей численности белорусских семей). Появилось большое количество неполных семей (12,5% от общей численности семей). Нормы и стандарты поведения и взаимоотношений в неполной семье не могут быть примером для подражания. Основные взгляды и представления о создании, формировании будущей семьи молодежь приобретает в родительской семье, беря за образец распределение ролей, прав и обязанностей, взаимную поддержку и сочувствие, организацию домашнего труда, хозяйства, семейного быта и отдыха.
Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, мать-дети, дети-бабушки и дедушки. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Чаще всего неполная семья – это мать с одним или двумя детьми. В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание. В преобладающем большинстве специфичность жизнедеятельности неполных семей негативно влияет на воспитание ребенка (значительно реже детей):1) деформирует его морально-эмоциональное развитие (особенно когда мать впадает в две крайности: или все внимание уделяет единственному ребенку или, наоборот, начинает заботиться о нем значительно меньше, нежели раньше); 2) приводит к появлению у детей таких отрицательных качеств и черт, как замкнутость, недоверие, эгоизм, недисциплинированность, упрямство, равнодушие; 3) уменьшает круг знаний, интересов, увлечений, умений; 4) сужает сферу и вид взаимоотношений и общения, их многообразие; 5) закладывает в сознании детей деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.
Как свидетельствуют данные педагогических исследований, и успеваемость детей во многом зависит от брачно-семейных отношений, от стабильности или дезорганизации семьи. Естественно, что в полных семьях легче и качественнее осуществляется контроль за поведением детей. Неслучайно, что среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей.
Наличие в семье обоих родителей – отца и матери. Отсутствие одного из родителей приводит к изменениям во внутрисемейных отношениях, к существенным нарушениям характера жизнедеятельности взрослых и детей, к трудностям и осложнениям в воспитании детей. Изучение показывает, что роль матери и отца в семье как воспитательном микроколлективе большая, но не равноценная. Матери от природы отведена более значимая, глубинная роль в семейном воспитании. Она обусловлена только ей присущими функциями: а) создавать и сберегать семью; б) пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей; в) осуществлять неразрывные семейные связи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребенком, который еще не родился. Мать в отличие от отца более остро чувствует (ощущает) эти связи, либо она живет одной жизнью с ребенком, организм которого развивается в естественной зависимости от материнского. В этой остроте и непосредственности ощущения связи женщины-матери с ребенком, семьей и заложены ее бесценные возможности в воспитании будущего человека.
Отношение родителей к детям. Чувства и отношения родителей к детям содействуют: 1) укреплению прочности и жизнедеятельности семьи; 2) занятию в семье женщиной-матерью, которая более тесно связана с детьми, ведущего положения и позиций; 3) обогащению жизнедеятельности семейного микроколлектива; 4) процессу передачи материальных, моральных, культурных ценностей старшего поколения молодому.
Выполнение родителями функций материнства и отцовства. Дети и чувства к ним являются в отношении супругов тем основным фактором, который делает эти отношения благородными; появление детей преобразует соединение полов в более или менее устойчивый союз морально-этического и трудового характера.
Одна из самых специфических, ответственных и больших задач женщины, которую никто и никогда ничем не заменит, – это ее как физическое (биологическое, т.е. природный материнский инстинкт), так и духовное материнство. Такая задача женщины-матери определяется самой природой, продолжением человеческого рода, вечными общечеловеческими ценностями. Исследования показывают, что особенности материнского воспитания заключаются в: 1) развитии эмоциональной сферы ребенка посредством чувства любви и привязанности (природный материнский инстинкт), участие, сопереживание, сочувствие родным, близким, окружающим людям; 2) формировании через самое непосредственное общение с ребенком доброты, сердечности, милосердия, чуткости, нежности, правдивости, искренности; 3) возможности помочь ребенку приобрести первый положительный жизненный опыт через общение, игру, труд, познание; 4) создании благоприятной семейной атмосферы, которая содействует воспитанию и развитию ребенка.
Отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство. Положительная сторона отцовского воспитания заключается в: 1)развитии у детей ответственности и требовательности к себе и другим; 2) формировании у детей, особенно у мальчиков, таких положительных «мужских» качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность; 3) воспитании чувства ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом; 4) воспитании уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и свое достоинство.
Духовное единство семьи. Семья испытывает потребность не только в родственном объединении, в родительских отношениях к детям, в материально-бытовых условиях, но и в духовном единстве ее членов. Дух, духовная атмосфера семьи обусловлена наличием родственных чувств, взаимными связями членов семьи, осознанием зависимости перспективы жизни и судьбы каждого представителя семейного микроколлектива. Нормальная семья, которая благоприятно влияет на воспитательный микроколлектив, всегда представляет собой духовную среду. И тем не менее исследования показывают, что из множества моделей жизнедеятельности семьи выделяются две наиболее характерные: первая – с ориентацией родителей главным образом на материальные запросы и интересы, вторая (даже нередко при слабых материальных условиях) – на духовное развитие детей и других членов семьи. В семейном воспитании важно ориентироваться именно на вторую модель, не забывая, естественно, и материальные интересы.
Моральное единство семьи. Моральное единство семьи проявляется в: 1) заботе мужа (отца) о жене и детях; 2) заботе жены (матери) о муже и детях; 3) чувстве любви и уважения детей к матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и защищенность; 4) помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи. Все эти чувства и проявления, которые основаны на родственности и родительском инстинкте, играют огромную роль в воспитании ребенка человеком, тружеником, семьянином.
Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия. Этот фактор наиболее существенно влияет на другие, особенно на духовное и моральное единство семьи. Именно честный труд всех членов семьи, атмосфера трудолюбия воспитывают моральные отношения, чувства, мотивы у детей, являются естественным средством формирования их многих положительных качеств (честности, доброты, гуманного отношения к родителям, другим людям).
Авторитет родителей. Авторитет родителей – это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери.
Потребность в авторитете и матери, и отца присуща детям всех возрастов. Его значимость возрастает для юношей и девушек, которые, хотя и критически относятся к родителям, тем не менее при решении жизненно важных проблем ориентируются на мнение матери или отца.
Особых «методов» создания родительского авторитета в семье нет, он является результатом постоянного естественного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей.
Практика показывает, что достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), которые будто бы, на первый взгляд, не требуют от родителей особых педагогических умений, приводит к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безинициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).
Семейные традиции, обычаи и обряды. Они играют важную роль в возобновлении (воссоздании, воспроизведении) культуры народа, его духовной жизни, в формировании у детей привычек и навыков деятельности и поведения. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности (отношений и поведения), которая передается от родителей и старших членов семьи детям. С помощью традиций происходит «трансляция» детям знаний, взглядов, идеалов, убеждений, вкусов, преданий, нравов, обычаев и т.п. Обычай как форма реализации семейных традиций служит для сохранения и передачи от родителей детям установленных правил поведения и деятельности в конкретных ситуациях. Обычаи сопровождаются разнообразными обрядами – специфическими действиями, цель которых заключается в том, чтобы «при помощи эмоционально насыщенной символики содействовать прочному усвоению социального опыта».
Культура общения родителей с детьми. Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение – весьма тонкое и деликатное средство воспитания. С его помощью родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка, включают сына или дочь в полезную семейную и общественную деятельность, обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности. Общение родителей с детьми делает процесс воспитания естественным, неприметным, ненавязчивым и достаточно действенным. Следовательно, родители должны владеть культурой общения, которая в комплексе предусматривает наличие общей культуры, знаний об общении как средстве воспитания, его функциях и стилях, а также основных психолого-педагогических умениях: 1) быть постоянно внутренне подготовленными к глубокому и тонкому пониманию потребностей ребенка; 2) понимать состояние детей и правильно оценивать их поступки и действия в каждой конкретной ситуации; 3) эмоционально отзываться (реагировать) на их состояние, поступки, поведение; 4) выбирать способы и формы общения с учетом возраста и психологических особенностей детей; 5) адекватно оценивать себя и свои действия, управлять своим эмоциональным состоянием; 6) владеть методикой общения.
Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.
Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.
В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т.е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т.п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.
В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения. Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т.п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).
Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.
Важным компонентом педагогической культуры является педагогический такт родителей, т.е. их умение внимательно относиться к детям, быть чуткими, справедливыми и требовательными.
Повышение педагогической культуры родителей особенно интенсивно осуществляется в процессе непосредственной воспитательной деятельности в семье, в совместной деятельности семьи и детского сада, семьи и школы.
Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; 3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.
разгарнуць » / « згарнуць