Как организовать эффективную методическую работу?
Процесс обновления образовательной системы требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения у воспитания, но и методической службы. Ориентируясь на гуманизацию обучения и воспитания, на формирование личности учащегося, прежде всего, нужно помнить, что она формируется личностью самого педагога. А для этого нужно действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на места, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива.
Методическая работа – комплекс мер и мероприятий, направленных на функционирование и развитие субъектов методической деятельности.
По содержанию методическая работа включает следующие составляющие:
- научно-методическую;
- учебно-методическую;
- организационно-методическую.
Таким образом, понятие «методическая деятельность» более широкое, чем «методическая работа», т.к. включает кроме целей и задач, субъектов и направлений деятельности, также процессы, условия, средства.
Определить цели и задачи методической работы – значит определить важнейшие желаемые, необходимые результаты.
Целью деятельности любого методического формирования является создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы. Также целями методической работы могут быть: (Приложение 1)
- освоить наиболее рациональные методы и приемы обучения и воспитания учащихся;
- повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагога по организации и ведению УВР;
- организовать обмен опытом между членами педколлектива;
- выявить и пропагандировать актуальный педагогический опыт;
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогических кадров;
- развивать коллективную творческо-поисковую педагогическую деятельность учителей школы;
- включать учителей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самообразования.
При постановке задач необходимо учитывать функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования и воспитания учащихся, педагогической науки, передовому педагогическому опыту. Необходимо помнить, что задачи формулируются лишь после:
a) проведения анализа деятельности за прошлый год (или за некоторый период времени);
b) диагностики запросов и потребностей субъектов методической деятельности (педагогов);
c) выявления общих для всех субъектов методической деятельности проблем.
Каковы же виды методической деятельности? Они подразделяются на три большие группы:
- Первая группа характеризуется массовым участием педагогов в методической работе, которой никто не руководит, и она может восприниматься как самообразование:
- самостоятельное чтение и коллективное обсуждение методической литературы;
- реферирование книг, пособий, статей;
- обзоры научной, методической, педагогической литературы;
- собеседования на научные, методические и педагогические темы;
- экскурсии в музеи, выставочные залы и т.д.;
- коллективная работа учителей над едиными педагогическими темами;
- взаимное посещение учителями уроков, внеклассных мероприятий, взаимный просмотр тетрадей учащихся, классных журналов.
- Ко второй группе относятся те виды, которые подразумевают чье-нибудь руководство (опытного педагога или группы педагогов, руководителя МО и т.д.):
- составление рекомендательных списков литературы, аннотации;
- доклады, лекции на научные или методические темы;
- педагогические консультации;
- методические семинары;
- школьные «педагогические чтения»;
- начно-практические конференции;
- совместное составление и обсуждение различных планов внеклассной работы (викторин, олимпиад, школьных вечеров и т.д.).
- К третьей группе относятся те, которые подразумевают своего рода экспертную оценку деятельности педагогов:
- творческие отчеты учителей;
- открытые уроки;
- педагогические выставки, отражающие опыт работы учителей, школы.
Деление форм методической работы на три группы довольно условно, т.к. ряд коллективных форм в определенной ситуации может стать групповым и наоборот.
Итак, коллективные формы:
- семинар;
- конференция;
- педагогические чтения;
- педагогический совет;
- панорама методических идей;
- методический марафон;
- методический аукцион;
- педагогическая ярмарка;
- открытый урок;
- круглый стол;
- тренинг;
- день открытых дверей;
- мастер-класс и др.
Групповые:
- диспут;
- дискуссия;
- дебаты;
- аквариум;
- методический совет;
- творческая группа;
- совет наставников;
- педагогический консилиум;
- педагогический клуб;
- методический инструктаж;
- методические объединения и др.
Индивидуальные:
- собеседование;
- консультация;
- самообразование;
- курсовая подготовка;
- авторская работа;
- творческий портрет;
- презентация;
- творческий отчет;
- наставничество;
- мастер-класс и др.
Одной из ведущих проблем организации методической работы в учреждениях образования является работа с молодыми специалистами.
Здесь несколько причин:
- формализм в деятельности, как организаторов, так и исполнителей данного направления работы;
- слабое взаимопонимание между субъектами методического взаимодействия;
- недостаточная адаптивность диагностических методик и материалов к работе с данной категорией педагогов.
В данное направление необходимо, прежде всего, уделять первоочередное значение диагностике с целью выявления затруднений и потребностей молодых специалистов.
Необходимо также остановиться на формах повышения квалификации, как одном из направлений методической работы. Традиционно выделяют три формы повышения квалификации:
- базовое повышение квалификации;
- работа в межкурсовой период;
- самообразование
Самообразование – наиболее эффективная форма повышения квалификации, т.к. позволяет педагогу самому определиться в выборе темы, направлениях деятельности.
В контексте методической темы всего общеобразовательного учреждения педагоги определяют для себя проблему самообразовательной деятельности, которая вытекает из их профессиональных интересов. Однако, написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий проблемы и стремящийся к профессиональному росту.
Одна их самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения. Заседание МО, как правило, проводятся один раз в четверть. Однако, деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, обзоры методической литературы), так и практическую (посещение открытых мероприятий и др.). Как итог работы МО может быть методическая продукция для классных руководителей. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль и др. В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступления педагогов с обменом опыта и т.д.
Направлениями работы МО могут быть следующие:
- изучение вопросов организации воспитательного процесса;
- ознакомление с новыми положениями, документами и т.д.;
- углубленное изучение методики проведения внеклассных мероприятий;
- изучение положений дидактики, теории воспитания;
- изучение возрастной и педагогической психологии;
- систематическое изучение уровня воспитанности учащихся;
- совместная работа классного руководителя и учителей-предметников, и др.
Формами занятий МО могут быть следующие:
- теоретический семинар;
- семинар-практикум;
- диспуты, дискуссии;
- «деловые» игры, ролевые игры;
- лектории ученых, психологов, социологов, врачей и т.д.;
- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки и др.;
- обсуждение открытых мероприятий;
- обсуждение результатов тестирования, анкетирования и др.
- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
- обсуждение передового педагогического опыта;
- конкурсы;
- педагогические чтения и др.
Планирование методической работы - это составной элемент общей системы управления деятельностью учебного заведения.
План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ какой-либо программы.
Планирование – это разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Различают: директивное планирование – жесткая централизация, распределение заданий, которые должны неукоснительно выполняться;
рекомендательное – система регулирования образования на основе комплексных программ развития.
Планирование – это совокупность таких действий как исследование, аналитика и др. с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей.
Разрабатывая план, для начала следует ответить на вопросы:
- Что мы планируем?
- Для чего мы планируем?
- Какой результат мы хотим получить?
Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Оно требует аналитического мышления.
Каковы же критерии хорошего плана?
- План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.
- Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах.
- Предполагаемые результаты должны быть четко определены.
- Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно.
- План должен определять четкие сроки для каждой фазы.
- Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.
Какова же последовательность планирования?
- Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды (слабые и сильные стороны системы учреждения образования, возможности среды и т.д.).
- Формулировка целей и задач.
- Определение средств достижения целей.
- Определение и взвешивание возможностей.
- Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
- Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
- Разбитие средств на конкретные работы по срокам.
- Контроль.
Причины, благодаря которым план изначально подвержен «провалу»:
- Бесконечные модификации плана.
- Бесконечные задержки.
- Нереальность составленного плана с самого начала.
- Ненужность плана (т.е. план, который вначале имел какие-то цели и смысл, оказывается впоследствии неактуальным).
- «Скопление задач» (по мере продвижения планирования возникает слишком много дополнительных задач. Накопление идет все больше и больше, пока план не проваливается, становясь нереальным.).
- План, по мере своей разработки, постепенно отходит от своей цели и, в конце концов, уже не решает поставленных задач.
Следует помнить, что никакие преобразования не будут эффективными и даже возможны, если не позаботиться об учителе. Есть такое высказывание: «Если не накормить учителя, он съест ученика». При всей образности высказывания нельзя с ним не согласиться. Поддержка и постоянное развитие и повышение профессионального и методического мастерства учителя, его способности и готовности к творчеству, самообразованию и адаптации к быстроменяющейся и развивающейся образовательной ситуации справедливо рассматривается как условие качественно нового уровня организации образовательного процесса. И, безусловно, большое значение в этом процессе имеет эффективная организация методической работы в школе.
И.Кант сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».