СЦЕНАРИИ - Повитьевский дс-СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

СЦЕНАРИИ

Музейное занятие «Что такое экспонат»

1.Познакомить учащихся  с  понятием “музей”, “экспонат”, условиями  размещения экспонатов  в  музее;  

2. Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  предметам,

3. Способствовать  формированию  чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия.

 

  1. Вводная беседа

Как обычно, в красивом здании

 Где хранится кладезь знаний

Обо всём, что нас окружает

И конечно, всегда поражает,

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ!

Ведущий:  музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало,  и вообще, узнать много интересного.

Люди  много, много сотен  лет назад начали собирать и хранить чем – то им памятные предметы, веши, картины и многое другое, то что теперь мы называем ЭКСПОНАТом.  Он является  Самым главным  в музее.

 Что означает это слово экспонат? (ответ учащихся)

ЭКСПОНАТ — всякий предмет на выставке, выставленный для обозрения публики. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.

ЭКСПОНАТ - предмет, представленный на выставку. (Словарь иностранных слов русского языка)

ЭКСПОНАТ — (от лат. exponatus выставленный). Предмет, выставляемый на выставке, в музее. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. )

ЭКСПОНАТ — предмет, выставленный для обозрения на выставке или для ознакомления перед продажей. Современный экономический словарь.

ЭКСПОНАТ — образец, представленный на выставочно-ярмарочном мероприятии для публичного обозрения (Справочник технического переводчика)

Какое определение вам понравилось больше? Почему?

 Какие предметы могут  быть экспонатом?

Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы. В качестве музейного экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведения (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы (карты, схемы, графики, тексты).

В музееведении экспонаты делятся на вещественные, письменные, изобразительные. Рассмотрим более подробно каждый из видов экспонатов.

Вещественные экспонаты – это предметы, характеризующие процесс, событие, явление, личность. В качестве вещественных экспонатов могут использоваться предметы личного пользования (одежда, обувь, аксессуары), мебель, домашняя утварь, предметы, характеризующие государственную власть и политику государства (регалии, нумизматический материал, ордена, образцы вооружения и снаряжения армии), предметы, связанные с религиозными обрядами и т. д. Все эти предметы дают возможность познакомиться с историей чьей-то жизни или с какой-либо сферой жизни человека.

Письменные экспонаты – это документы архивов, статистические материалы, законодательные акты, листовки, частные письма, научные и публицистические труды, литературно-художественные произведения. К письменным источникам могут быть отнесены историографические материалы, подлинные схемы и чертежи. Иногда письменные источники, рукописные или печатные, выставляются как предметы материальной культуры. В этом случае внимание посетителей направляется на бумагу, на которой написан текст, на характер рукописного или печатного шрифта, на технику книгопечатания, на внешнее оформление книги или документа.

Изобразительные экспонаты – это могут быть портреты, зарисовки с натуры, картины, чертежи фасадов зданий, форменной одежды, картинки журналов мод, исторические и художественные произведения, плакаты. К изобразительным материалам относятся и диорамы: сочетание изобразительного фона с предметным передним планом при помощи специального освещения создает иллюзию реального пространства и открывает большие возможности для образного воспроизведения исторического события или объекта природы. К изобразительным материалам также относятся фотографии.

Ведущий:  сейчас я буду показывать вам экспонат. Вы подумайте, к какому виду мы его можем отнести.

(игровой момент)

 - Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? (дети отвечают).

Ведущий:  каждый экспонат попадает в музей по-своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие  преподносят в дар музею. В нашем школьном музее находятся   предметы,  в основном переданные в дар музею.

 Все ли предметы могут стать музейными экспонатами? (рассуждения учащихся)

Ведущий: Предмет должен обладать двумя качествами: иметь историческую ценность или необычную «судьбу».

В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои  бабушка и дедушка, когда были такими, как ты сейчас.

После его регистрации в журнале основного и научно-вспомогательного фонда предмет становиться музейным экспонатом.  (Ведущий показывает журналы ОФ и НВФ). Теперь начинается его музейная жизнь. Интересно, как живётся экспонатам в музее? (Дети высказывают своё мнение).

 научные сотрудники - изучают экспонат, делают его описание;

 хранитель музея, который обеспечивает сохранность экспоната;

 климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов.

 ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении,  попадают в руки  художника – реставратора.

Ведущий: Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей.

От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким  движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.  Какие ещё правила поведения в музее вы можете назвать?

Ведущий: В нашем музее хранятся  __ экспонатов.

Каждый из экспонатов имеет свою историю. Сегодня вы, юные исследователи,  познакомитесь с некоторыми из них.

(Ребята выбирают некоторые экспонаты, высказывают свои предположения, как данный предмет существовал, работал, сколько ему лет. Ведущий рассказывает об интересующем экспонате, его историю)

Ведущий: Понравилось ли в нашем музее? Вы придёте к нам ещё? Какой экспонат запомнился больше всего? (обсуждение)